Главная
   Зигмунд Фрейд
   Анна Фрейд
   Эрик Эриксоп
   А. Валлон
   Х. Вернер
 
 



Ритуализация в человеческом поведении


Ритуализация в человеческом поведении это основанное на соглашении взаимодействие по меньшей мере двух людей, которые возобновляют его через определенные интервалы времени в повторяющихся обстоятельствах; оно имеет важное значение для "Я" всех участников.

Наиболее ярко ритуализация проявляется в том способе, каким мать и ребенок приветствуют друг друга утром. Э. Эриксон так описывает этот процесс. Проснувшийся ребенок сообщает об этом своей матери и немедленно пробуждает в ней обширный репертуар эмоционального, вербального и двигательного поведения. Она обращается к младенцу с улыбкой или тревожным вниманием, весело или озабоченно произносит имя и приступает к действиям: осматривает, ощупывает, нюхает; определяет возможные источники неудобства и предпринимает необходимые действия для их устранения, изменяет положение
ребенка, успокаивает его, готовится к кормлению и т.д.

Если наблюдать этот процесс несколько дней подряд (и особенно в новой,незнакомой этнографической среде), то видно, что поведение матери сильно формализовано (она старается вызвать у ребенка заранее известный ответ). В то же время это поведение индивидуально ("типично для этой матери" и
подстроено под "этого ребенка"). Вместе с этим это поведение стереотипизировано, оно осуществляется по определенным образцам, что можно легко обнаружить в культурах, странах или семьях, отличных от собственной. Надо отметить, что вся эта процедура связана с периодичностью жизненных физеологических потребностей и представляет собой практическую необходимость как для матери, так и для,ребенка. Э. Эриксон оценивает ее "как маленькое, но прочное звено связи в громадной последовательности поколений". Важное значение придается имени ребенка. Мать может называть ребенка полным или уменьшительным именем. Имя обычно заботливо подобрано и закреплено в обряде наречения. Но какое бы значение ни придавалось имени, его произнесение во время приветствия соединяется с другими выражениями заботливого внимания и имеет особое значение для матери и, в конечном итоге, для ребенка.

Так, согласно психоанализу, "человек живет как бы в прошлых поколениях и одновременно в своем собственном". По мнению Э. Эриксона, человек рождается с потребностью взаимного узнавания и удостоверения в нем. Отсутствие удовлетворения этой потребности может причинить непоправимый вред ребенку, погасив его тягу к получению впечатлений, необходимых для развития органов чувств. Но, раз возникнув, "эта потребность будет проявлять себя снова и снова на каждой ступени жизни в виде голода по новому и более широкому опыту, повторяющему это "узнавание" лица и голоса, несущего надежду".

Ритуал взаимного узнавания, который, формируясь в младенчестве, проявляется в развернутой форме в отношениях между матерью и ребенком,впоследствии пронизывает все взаимоотношения между людьми. Он проявляется,например, в ежедневных приветствиях и в других формах взаимного узнавания в любви, вдохновении, в массовом подчинении "харизме" вождя. Первое смутное узнавание один из основных элементов во всех ритуалах. Э. Эриксон называет его нуминозным элементом, или элементом благоговения
(нуминозный-внушающий.благоговение).

Следуя закону биполярности, Э. Эриксон противопоставляет ритуалам ритуализмы. Ритуализмы это ритуально выглядящие типы поведения, для которых характерно механическое повторение и бездушный автоматизм. По отношению к младенцу ритуализмы проявляются в отсутствии глазного контакта и мимики, в бесконечных повторениях стереотипных телодвижений. Крайние формы такого поведения могут вызвать симптомы "аутизма", который, по мнению Э.Эриксона, связан с изъянами материнского ухода. При таком пути развития элементом взрослого ритуала становится идолопоклонство, которое определяется Э. Эриксоном как "визуальная форма наркомании", способная стать "наиболее опасной системой коллективного галлюцинирования".

Э. Эриксон отмечает сходство между ритуализацией, связанной с тем, как нянчат ребенка, и религиозными ритуалами. В обоих случаях, по его мнению, преодолевается чувство разобщенности и отчуждения. В религиозном ритуале преобладает элемент благоговения, в остальных формах взрослого ритуала он выполняет вспомогательную роль и связан с другими элементами зрелого ритуала в единое целое.
Ритуализация подростков
Подростки стихийно ритуализируют отношения между собой и таким путем еще более отделяют свое поколение от взрослых и детей
Элементы ритуализации
Основная сила человеческой жизни надежда, понимание того, что ты не один и в трудную минуту можешь получить помощь
Успешное разрешение психологических кризисов
Э. Эриксон сосредоточил основное внимание на изучении условий успешного разрешения психологических кризисов
Стадия жизненного пути
Стадия жизненного пути характеризуется достижением новой завершенной формы эгоидентичности
Стадия развития личности
Стадию в развитии личности характеризует самый глубокий жизненный кризис
Борьба чувства независимости против стыда
Борьба чувства независимости против стыда и сомнения приводит к установлению соотношения между способностью сотрудничать с другими людьми и настаивать на своем, между свободой самовыражения и ее ограничением
Динамика соотношения между доверием и недоверием к миру
миру, или, "количество веры и надежды, вынесенной из первого жизненного опыта", определяется не особенностями кормления, а качеством ухода за ребенком, наличием материнской любви
Освоение жизненного опыта
Освоение жизненного опыта осуществляется на основе первичных телесных впечатлений ребенка
Формирование эгоидентичности
Формирование эгоидентичности или, иначе говоря, целостности личности продолжается на протяжении всей жизни человека
 
Путеводитель    Рекламодателям